Отопительные котлы, которые работают на дизельном, то есть жидком, топливе, дают возможность решить проблему отопления индивидуального дома в тех случаях, когда существуют проблемы с использованием газовых или электрических систем отопления. Большинство дизельных котлов используют в работе самую обычную солярку, реже –керосин, топливо для печей или мазут. Бытовые дизельные аппараты выпускаются только в напольном варианте (конвекторы, встроенные в пол). Эти модели имеют чугунные или стальные теплообменники. Первые – более долговечные, но при этом намного тяжелее вторых.
Для отопительных систем на дизеле используются вентиляторные горелки или наддувные. Для этих горелок используется принудительное нагнетание воздуха в камеру сгорания, приток которого регулируется автоматическим образом. Такая конструкция обладает одним минусом – высокой шумностью. Горелки дизельных котлов делятся на одно-, двух- и трёхступенчатые. Вторые и третьи уменьшают количество используемого топлива и делают регулирование режимов более гибким.
Существуют виды дизельных котлов отопления, предназначенных только для работы с жидким топливом. В таких вариантах в корпус встроены стационарные горелки. Также они оснащены стальным теплообменником, циркуляционным насосом, встроенным проточным водонагревателем и системой автоматики (включающей балансировочные вентили)
В некоторых видах котлов существует возможность перехода с дизельного топлива на газ, их называют двухтопливными. С целью перехода с дизеля на газ достаточно заменить вентиляторную горелку на газовую.
Дизельные модели отопления делятся на одноконтурные и двухконтурные. При этом двухконтурные могут иметь как встроенный бойлер водоснабжения, так и проточный водонагреватель. А одноконтурные модели используют для нагрева и хранения воды внешний бойлер из нержавеющей стали или емкостный бойлер.
Дизельные котлы могут быть с естественной или с принудительной тягой. В первом случае дымовые газы удаляются при помощи вертикального дымохода, во втором случае – принудительно, с использованием специального коаксиального дымохода. По этому дымоходу воздух и нагнетается.
Работоспособность дизельных отопительных агрегатов зависит от электроэнергии. Если электричество отключается, становится невозможной работа горелки и повторно запускать дизельный котел приходится вручную. Также минусом приборов с использованием дизеля является необходимость обязательного использования топливных баков, в которых хранятся запасы топлива. Эти баки изготавливаются из стали или пластика, а для удобства их часто объединяют в группы. С целью объединения баков и привязки их к топливоприводу используется специальное оборудование, называемое «фикс-пакет».
Дизельные котлы для своей работы требуют много воздуха, поэтому их желательно устанавливать в хорошо вентилируемых помещениях. Баки для топлива также необходимо ставить в специальных помещениях. Иногда их устанавливают снаружи, в этом случае надо принять меры для подогрева топливных приводов в осенне-зимний сезон.