Самосвал представляет собой конструктивное решение для грузовых машин, с помощью которого можно переворачивать кузов с целью облегчения разгрузочных работ. Как правило, самосвалы используют для перевозки сыпучих строительных материалов (гравия, песка, щебня и др.). Кузов к тому же можно оставить в необходимом месте для осуществления погрузочных работ. По типу разгрузки самосвалы бывают задними, двух- и трехсторонними. Чаще всего самосвалы используют в таких областях: строительстве, коммунальных службах, сельском хозяйстве, добывающей отрасли, дорожном строительстве и др.
Основные типы самосвалов:
- По типу кузова различают съезжающую платформу, съезжающий бункер, платформу и бункер;
- По направлению выгрузки транспортируемых материалов: назад и в бок;
- По типу выгрузки стройматериалов: принудительной и наклонной.
В карьерах используется карьерный самосвал, предназначенный для использования в таких условиях. Карьерные самосвалы бывают шарнирно-сочлененными и рамными. Выбор зависит от конкретных задач заказчика и условий эксплуатации.
Несмотря на то, у грузовиков с фиксированной платформой грузоподъемность выше, чем у самосвалов, последние значительно сокращают время на разгрузку. Разгрузка самосвалов бывает универсальная, двусторонняя, задняя и боковая. В нашей стране производством данной спецтехники занимаются такие фирмы как ГАЗ, ЗИЛ, КРАЗ, КАМАЗ и УРАЛ.
Колёсный грузовик с кузовом – классический вариант самосвала. Он поднимается с помощью гидравлического подъемника. На задней оси грузового авто закрепляется задняя часть кузова, а на шарнирах закреплен задний откидной борт кузова.
Традиционная конфигурация стандартного самосвала – это один подъемный мост и шесть колес. Две управляемые оси имеют десятиколесные автомобили. Трехосный имеет две управляемые оси и один подъемный пост. Есть вариант, который состоит из двух управляемых осей и двух подъемных мостов. Семь осей имеет самый большой самосвал, который принято назвать «сороконожкой». Подъемные самосвалы – две задние управляемые оси и одна передняя. Промежуточные оси обеспечивают дополнительное торможение, они нужны для правильного распределения нагрузки на шасси.