В общем понимании термин «баббит» обозначает сплав свинца и олова. Основное направление использования такого сплава – производство подшипников. Баббит Б-16, например, самый распространенный сплав, отличающийся высокими антифрикционными свойствами. Этот материал идеально подходит для заливки внутренних стенок стального вала подшипника, по которому осуществляется наибольшее трение при вращении.
Бабитт обеспечивает износостойкость и долговечность подшипниковым деталям, Что становится возможным благодаря основным преимуществам сплава. Баббит отличает низкая температура плавления, которая обеспечивает лучшее притирание элементов подшипника и меньший износ частей. Изделия из баббита могут работать при средних и высоких нагрузках достаточно долгое время. Срок службы увеличивается, что повышает спрос на надежные и долговечные подшипники. Для повышения износостойких качеств в микро каналы, образующиеся в подшипнике в процессе работы, добавляют специальный смазочный материал.
Толщина слоя баббита оказывает влияние на срок службы подшипника. Чем слой баббита тоньше, тем срок работы дольше. Родиной этого изобретения считается США. Изначально сплав использовался в производстве паровых машин. На сегодняшний день сфера применения баббита намного шире и разнообразнее.
Встречаются баббиты с некоторыми добавками, как никель, медь, мышьяк, сурьма, кадмий и другие. Такие компоненты оказывают влияние на свойства сплава и его износостойкость. Для обозначения наличия тех или иных добавок специалисты применяют специальные сокращения, например, баббит Б16, Б88 и другие. Цифра, как правило, означает процентное соотношение добавок и компонентов сплава
Для получения сплава, устойчивого к износу при трении на больших скоростях, за основу берется олово. Если предполагается средняя нагрузка на деталь, такой вариант считается оптимальным. Основное достоинство олова – сопротивляемость коррозийным процессам. Используются подшипники с таким сплавом с малооборотистых двигателях. Существенный недостаток сплава на основе олова – высокая цена готового изделия.
В случае сильного нагрева детали используются подшипники с баббитовым слоем из сплава на основе свинца. Этот сплав отлично переносит высокие температуры и перегрев. В сравнении с оловом, стоимость свинца ниже, что является преимуществом. Основной недостаток такого баббита состоит в подверженности коррозии. Встречаются подшипники из такого сплава чаще всего в дизельных двигателях.