Для любого опытного специалиста процесс восстановления или реставрации гипсовой лепнины представляется трудной технологической процедурой, состоящей из нескольких этапов работ. Перед началом реставрации архитектурные формы фотографируются и тщательно изучаются. Перед мастерами стоит непростая задача – выявить сохранившиеся элементы и оценить масштабы утраты. Этот этап играет важную роль для правильного хода работ в будущем. Реставрация гипсовой лепнины обязательно должна осуществляться высококлассными и опытными специалистами, особенно, если речь идет о старинных архитектурных формах, представляющих интерес для искусствоведов и историков.
Основной задачей команды реставраторов или отдельных специалистов является воссоздание внешнего облика и эстетичности каждого элемента лепнины. Это можно легко сделать, если лепнина отличается высоким качеством исполнения. В противном случае любые работы и вмешательства в фактуру могут стать причиной разрушения формы, нарушения целостности и окончательной потери внешнего облика. Работа реставраторов позволяет сохранить историческую и материальную ценность украшения из гипсовой лепнины. Доверять работы нужно мастерам, которые не просто восстанавливают лепнину, но и учитывают особенности стиля, основные моменты технологии изготовления лепнины, ее возраст и уникальность. Такие специалисты могут сберечь даже самые незначительные элементы и детали рисунка лепнины, что придаст конечному результату еще больше очаровании и необычного завораживающего великолепия.
В работы по восстановлению лепнины входят самые разнообразные операции и процессы. Это и детальное исследование узора, и освобождение изделия от слоев краски, и восстановление каждого отсутствующего фрагмента. После тщательной очистки лепнины от краски, мастер может увидеть и реально оценить все имеющиеся повреждения и недостатки. Чаще всего специалисты сталкиваются с выбоинами, трещинами, поломками и сколами фрагментов узора. Все эти дефекты могут стать являться следствием воздействия на лепнину высокой влажности, огня, резких температурных перепадов и так далее.
На начальном этапе выполняются все подготовительные работы. Проводится тщательный и внимательный осмотр узоров, после чего начинается очистка изделия от слоев старой краски. Только после полного освобождения лепнины от ненужных материалов можно обнаружить и оценить имеющиеся дефекты и повреждения. Наибольшие повреждения обнаруживаются, как правило, на местах стыков. Далее приступают к фиксации элементов, которые плохо держатся на основании. Утерянные элементы и детали снова отливают, подгоняя цвет материала к имеющемуся в работе изделию. Для восстановления стертого узора используют специальные инструменты, при помощи которых рисунок прорезается по образцу старой лепнины вновь.